Творчество. «Иванова ночь на Лысой горе»
В 1867 году Мусоргский закончил крупное оркестровое произведение — музыкальную картину «Иванова ночь на Лысой горе», задуманную и начатую в хоровом варианте в 1860 году, по прочтении драмы Г. Ф. Менгдена «Ведьма».
После сочинения «Хора ведьм на Лысой горе» замысел был на некоторое время отложен; лишь через несколько лет Мусоргский вернулся к нему. Отстоявшись, сочинение пошло очень быстро. Заключительный этап работы был легким и стремительным: партитуру композитор закончил за 12 дней. (Такое долгое «вынашивание» было свойственно Мусоргскому. Он длительное время обдумывал сочинение, ничего не записывая и держа всю концепцию в голове; лишь дав музыкальным идеям обрести форму, он приступал к записи текста.)
«Иванову ночь» Мусоргский очень любил и считал ее своим первым капитальным трудом. Литературное произведение не стало точной программой сочинения, а послужило лишь толчком для собственной фантазии. В музыке воплотились те народные поверья, которые ему приходилось слышать в детстве. Желая быть точным даже в тех сюжетах, которые относились к области фантастического,он читает в книге М. С. Хотинского «Чародейство и таинственные явления в новейшее время» (Спб., 1866) показания подсудимой, обвиненной в ведовстве и сознавшейся перед судом в амурных проделках с самим Сатаной; композитор «настраивается складом шабаша». Он советуется с друзьями о соответствии программы «Ивановой ночи» с сюжетикой народной поэзии и признается: «Для меня очень важная статья — верное воспроизведение народной фантазии, в чем бы она ни проявилась, разумеется, доступном только музыкальному творчеству. Вне этой художественной верности я не признаю сочинение достойным».
Мусоргский задумал симфоническую картину в четырех частях: 1. Сбор ведьм, их толки и сплетни. 2. Поезд Сатаны. 3. Поганая слава Сатане, или Черная служба. 4. Шабаш. Работа над «Ивановой ночью» доставляла Мусоргскому много радости и творческого удовлетворения; закончив сочинение, автор остался доволен результатом. «Форма и характер моего сочинения российски и самобытны»,— писал композитор В. В. Никольскому. А в письме Н. А. Римскому-Корсакову объяснял: «Форма разбросанных вариаций и перекличек, думаю, самая подходящая к подобной кутерьме. Общий характер вещи жаркий, длиннот нет, связи плотны без немецких переходов, что значительно освежает». «Я вижу в моей греховной шалости самобытное русское произведение, не навеянное германским глубокомыслием и рутиной»,— писал Мусоргский В. В. Никольскому. Тем огорчительнее для него была суровая критика Балакирева, не принявшего это произведение для исполнения в концертах Бесплатной музыкальной школы. Отвечая Балакиреву на предложение переделать сочинение, Мусоргский писал: «...Я не изменю ничего в общем плане и обработке, тесно связанных с содержанием картины и выполненных искренно, без притворства и подражания».
Музыкальный материал симфонической картины был дорог Мусоргскому, и он частично использовал его в 1872 году для коллективного сочинения оперы-балета «Млада» и еще позже в опере «Сорочинская ярмарка». По настоянию Балакирева Мусоргский в 1878 году попробовал переработать симфоническую картину. Римский-Корсаков после смерти Мусоргского собрал все варианты «Ивановой ночи» и составил из лучших, по его мнению, фрагментов музыки фантазию для оркестра; именно в этом варианте она сейчас и исполняется.
В 60-е годы Мусоргский объединил в сборник семнадцать романсов, написанных в период с 1856 по 1866 год: он назвал его «Юные годы». Здесь оказались и самые первые юношеские опыты, и более поздние, зрелые сочинения — «Царь Саул», «Ночь», «Калистрат». Заканчивался цикл колыбельной «Спи, усни, крестьянский сын» и «Песнью балеарца» из «Саламбо». Песни-сценки «Светик Савишна», «Гопак», «Семинарист» в сборник не вошли; это уже не были юношеские пробы.