Глава IV. «Саламбо»

Первое действие — «На пиру в садах Гамилькара» (в Мегаре, близ Карфагена). Шумное празднество наемной армии, отмечающей годовщину битвы при Эриксе. Роскошь природы и пестрая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний. Тут лигуры, ливийцы, балеары, лузитанцы, нумидийцы, греки, негры, перебежчики из Рима... Военачальники в бронзовых котурнах под пурпуровым балдахином с золотой бахромой (среди них ливиец Мато, «огромного роста с короткими черными курчавыми волосами», и нумидиец Нарр-Авас); гульливая толпа солдат, рассыпавшаяся в пышной зелени садов; полунагие запуганные рабы... В отдалении дворец Гамилькара. Наступила ночь. Зажглись факелы. Вдруг посреди общего веселья послышалось «жалобное пение» — голоса рабов из темницы. Воины бросились освобождать невольников. Один из них — Спендий, освобожденный ливийцем Мато, становится его преданным другом.

В самый разгар пиршества с верхней террасы дворца опускается в аллею кипарисов таинственная Саламбо с маленькой лирой в руках. Ее обращение к притихшей толпе. Монолог о закате славы великого Карфагена, затем возбужденная, воинственная песнь. Мато и Нарр-Авас под впечатлением облика дочери Гамилькара. Саламбо подносит ливийскому вождю кубок с вином. Ревность Нарр-Аваса и бурная ссора с Мато. Саламбо исчезает. Брезжит рассвет. Спендий и раненый Мато на террасе дворца. Спендий говорит о жестокости карфагенской тирании, о несправедливости сильных — «народ ненавидит богатых». Но Спендий сам мечтает о богатстве и славе, зовя Мато поднять восстание. «Карфаген наш — завладеем им!».

Из музыки к первому действию оперы сохранилась Песнь балеарца на пиру в садах Гамилькара (дата сочинения в автографе — август 1864 года). Этот обаятельно свежий по музыке «восточный романс» («В объятьях девы молодой») позднее Мусоргский включил в свой вокальный сборник «Юные годы».

В предварительном фортепианном эскизе к Песне балеарца есть характерная ремарка композитора: «Молодой балеарец поет, сидя на бочке, с металлическими тарелочками в руках и покачивается».

Надо полагать, что в первом же действии должна была быть тематически использована музыка Боевой песни ливийцев — «Свободно, высоко взлетает орел крылатый».

Под этим названьем Мусоргский оставил развернутый мужской хор с солистами (закончен в партитуре 17 июня 1866 г.). Текст, написанный самим композитором, проникнут духом стихийной борьбы свободолюбивых африканских племен против тирании жестокого Карфагена. Здесь есть строфы, свидетельствующие о творчески смелом замысле Мусоргского показать в опере могучий революционный размах восстания подневольных африканских племен и народов:

Свободно, высоко взлетает орел крылатый;
Свободно, широко ревет и бушует грозное море.
Кто сдержит полет орла свободный!
Кто сдвинет волн седые громады!
Так мчатся ливийцы средь вихря пустыни.
Сраженный, жалкий враг, пади! Ай-га!
.................................
И пусть свободы песнь раздается.
Местью за рабство пусть отдается.
На смерть тиранам жадным!
.................................
Слава свободе, слава! Слава отчизне!..

Музыка Боевой песни ливийцев исполнена движенья, силы, могучей красоты героического порыва (удивительно, что этот прекрасный, вполне законченный хор, столь актуальный и в наши дни, остается забытым и не исполняется в симфонических концертах). Основная тема хора —

непосредственно связанная с образам Мато, играет, как увидим далее, (важную роль в оперной драматургии «Саламбо».

← в начало | дальше →