Мусоргский — писатель-драматург. Значение литературного творчества

Приведенные примеры подтверждают силу воздействия созданных Мусоргским текстов. Анализ этих текстов сопряжен с очень большими трудностями. Ведь они для нас неразрывно связаны с гениальной музыкой композитора. Сила воздействия музыки едва позволяет выделить, осмыслить отдельно выразительное значение слова. И тем не менее, совершив это усилие, мы приходим к заключению, что литературное творчество Мусоргского сыграло свою, и немалую, роль. Оно помогло композитору создать художественные образы, которые с наибольшей силой воплотили самые заветные его идеи и помыслы. Не случайно появление большей части его песенных текстов приходится на вторую половину 60-х и начало 70-х годов — время зрелости и высокого подъема творчества. Утверждение новых жанров вокальной музыки — народной сценки, сатиры (в том числе музыкальной), детской песни — связано у Мусоргского с собственными текстами.

Великое же новаторство Мусоргского как оперного драматурга могло осуществиться благодаря тому, что в своих сценических произведениях он выступал и как либреттист. Смелое и решительное преодоление оперных канонов, исключительное внимание к психологической и речевой характеристике как в массовых, так и в индивидуальных сценах «Бориса Годунова» и «Хованщины» должно было повысить значение либретто в творческом процессе.

Не преувеличивая роли литературного авторства Мусоргского, нужно подчеркнуть, что совмещение в одном лице композитора и писателя имело огромное значение для появления органических и неслыханных по своей новизне художественных ценностей. Исследование литературного наследия Мусоргского приносит иной раз данные, способные обогатить творческую биографию композитора. Здесь можно сослаться на обнаруженную связь между автором «Бориса Годунова» и И. А. Худяковым.

Сборник Худякова, из которого Мусоргский переписал текст для песни Варлаама. сейчас известен разве что фольклористам-филологам, а имя его составителя вряд ли что-либо говорит современным исследователям жизни и творчества Мусоргского.

Иван Александрович Худяков (1842—1876) — интереснейшая, но поистине трагическая личность. Талантливый фольклорист, собиратель н исследователь народных сказок, одареннейший просветитель-популяризатор, труды которого очень высоко расценил А. И. Герцен. Худяков совсем юным вступил в революционное движение, участвовал в ишутинском кружке и. очевидно, имел непосредственное отношение к покушению Каракозова на Александра II 4 апреля 1866 года. В числе участников террористического акта Худяков был судим. В известных своей реакционностью «Московских ведомостях» Каткова утверждалось, что «действительно, главным двигателем дела был именно тот самый Худяков, который в обвинительном акте и поставлен на первое место». Прямых доказательств руководящей роли Худякова, однако, не оказалось, и смертная казнь миновала его, хотя прокурор суда министр юстиции Замятин требовал для Худякова именно смертной казни, а один из судей, принц Ольденбургский. подал по этому поводу особое мнение.

Худяков был приговорен к тяжелейшей ссылке в Верхоянск. Ужасные условия жизни, при жестоком надзоре, пресекавшем любое его научное или литературное начинание (а Худяков, изучив якутский язык, составлял его грамматику, делал переводы с русского на якутский), довели молодого человека до умопомешательства. В результате долгих и настоятельных ходатайств матери Худякова его удалось перевезти в Иркутск в психиатрическую лечебницу, где он в страшной депрессии тридцати четырех лет от роду и окончил свои дни.

После суда имя Худякова оказалось под строгим запретом. Изданная в 1867 году друзьями н единомышленниками осужденного его последняя книга «Древняя Русь» вышла и Петербурге уже без указания имени автора, анонимно. И вот в конце 1308 года Мусоргский обращается (возможно, по предложению Стасова) именно к сборнику народных исторических песен Худякова за текстом для своей песни Варлаама. Композитор, конечно, отлично знал, кто составитель этого сборника и какова его судьба (каракозовский процесс был еще вчерашним днем Петербурга). Возникает интересный вопрос, имело ли место личное знакомство Мусоргского с Худяковым? Прямых данных для положительного ответа на этот вопрос у нас нет. Ситуация была не такова, чтобы композитор (или Стасов) мог афишировать подобные предосудительные отношения. Однако есть серьезные основания предполагать, что Мусоргский знал Худякова, что их сближало многое, в особенности исторические воззрения.

← в начало | дальше →