Мусоргский — писатель-драматург. Черты литературного стиля

Это величавое начало повествования сразу представилось неуместным в рисовавшейся Мусоргскому ярко динамичной песне Варлаама. Вместо эпического вступления он сочиняет свои четыре стиха, очень тонко сохраняющих лексику и ритмические особенности народной поэзии. Начав первой строкой пушкинской песни («Как во городе было во Казани»), композитор в последующих живо и лаконично рисует ситуацию, предшествовавшую решительному наступлению на Казань. Он не преминул вставить здесь характеристическую деталь, любезную душе Варлаама, о том, что «грозный царь пировал да веселился». Вот эти вводные стихи Мусоргского:

Как во городе было во Казани,
Грозный царь пировал да веселился.
Он татарей бил нещадно,
Чтоб им было неповадно
Вдоль по Руси гулять.

Далее Мусоргский придерживался в основном народного текста, внося лишь свои отдельные штрихи, корректирующие частные моменты рассказа. Так, ему, очевидно, представилась неверной психологически строка: «Что грозна царя Ивана Васильевича поддразнивали»,— и он заменяет ее другой: «На царя Ивана-то поглядывают злы татарове».

Помимо вступления. Мусоргский значительно развивает еще один эпизод — решающий момент битвы с татарами. Здесь события изображаются им с известной последовательностью, причем яркую образность композитор оттеняет иронической интонацией. И в этой части выдержана песенная сжатость и степенность повествования:

Подходил молодой пушкарь-то к бочечке,
А и с порохом-то бочка закружилась,
Ой, но подкопам покатилась
Да и хлопнула!
Загалдили, завопили злы татарове,
Благим матом заливалися.

Динамично изображая события осады татарской столицы, Мусоргский вместе с тем придает песне закругленность, законченность: она завершается в редакции композитора стихом, аналогичным начальному:

Так-то, во городе было во Казани!

Некоторые народные тексты либретто «Бориса Годунова», высокие по своим поэтическим качествам, родились у Мусоргского в результате переосмысления роли отдельных персонажей в этой социальной драме. Юродивый у Пушкина — обличитель преступного царя. В опере его фигура чрезвычайно вырастает в своем значении. Он — совесть народная, печальник о народных судьбах, прозревающий грядущие испытания родины. Не случайно его пророческой песней Мусоргский заканчивает всю оперу. Короткая и простая, она представляет собой лирическую народную заплачку большой силы:

Лейтесь, лейтесь,
Слезы горькие!
Плачь, плачь, душа
Православная.
Скоро враг придет
И настанет тьма,
Темень темная,
Непроглядная.
Горе, горе Руси,
Плачь, плачь, русский люд,
Голодный люд!

← в начало | дальше →